Методическая копилка

Методический кабинет

Методическая копилка

 


Методическая копилка

Инновационный проект методической службы "Сопровождение деятельности муниципального методического объединения учителей-предметников, руководителей образовательных организаций "Сообщество профессионалов"

Доклад на тему: "Сопровождение деятельности муниципального методического объединения учителей-предметников, руководителей образовательных организаций "Сообщество профессионалов"

Презентация на тему: "Сопровождение деятельности муниципального методического объединения учителей-предметников, руководителей образовательных организаций "Сообщество профессионалов"

Презентация "Инновационная модель муниципальной методической службы"

За последние годы деятельность муниципальной методической службы города стала более сложной, разнообразной по своим задачам, содержанию, формам и методам реализации. Многие инновационные начинания внедряются в практику с определенными трудностями.

Без работы методической службы практически не может быть качественно решена ни одна задача развития современной системы образования, в этом и актуальность реализации концепции развития муниципальной методической службы.

Методическая служба выполняет такие функции, как оказание практической и интеллектуальной помощи, подкрепление инициатив и инновационных процессов, стимулирование инновационной деятельности, выявление и устранение недостатков, дефицитов, налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей образовательной деятельности.

На данный момент методическим кабинетом организована работа 37 городских методических объединений для педагогических работников образовательных организаций.

Ежегодно для руководителей городских методических объединений проводится не менее 3 единых методических дней.

Методический кабинет ежегодно проводит 4 заседания городских методических объединений.

В целях повышения активности, пробуждения инициативы педагогов, поощрения их творческо-педагогических поисков в образовательных организациях города создаются и успешно работают творческие группы, в которых задействовано более 68 % от общего числа педагогов образовательных организаций города.

Увеличение количества педагогов, входящих в творческие группы говорит о планомерной работе муниципальной методической службы по развитию профессионального творчества педагогов.

С целью выявления талантливых педагогических работников ежегодно проводим муниципальные этапы конкурсов профессионального мастерства.

В этом учебном году выросло количество педагогов, представивших свой опыт работы в образовательных организациях, в городе, в крае и интернет-сообществах.

Так, с целью повышения профессионализма педагогических работников ежегодно проводим городской фестиваль педагогических идей «Формула успеха» по двум номинациям: «Инновационная деятельность» и «Мастер – класс».

Организована работа Совета молодых специалистов. В ходе реализации годовых задач Совета, работа с молодыми кадрами ведется через интерактивные формы.

С целью развития творческого потенциала и повышения профессиональной компетенции молодого учителя, оказана методическая помощь в разработке образовательными организациями программы наставничества «Шаг в профессию».

В курсах повышения квалификации организовано участие педагогических работников образовательных организаций: за 2018/2019 учебный год – 210 человек, 2019/2020 – 266 человек.

Методическим кабинетом оказывается методическая помощь педагогическим работникам в подготовке аттестационных материалов.

  • 2018/19 учебный год – 102 человека, 70 человек – высшая квалификационная категория, 32 – первая квалификационная категория.
  • 2019/20 учебный год – 108 человека, 62 человек – высшая квалификационная категория, 46 – первая квалификационная категория.

В своей работе используем эффективные способы стимулирования учителей-предметников, руководителей образовательных организаций.

Работникам образования предоставляются равные мотивационные возможности при проявлении инициативы и раскрытия себя в образовательной, инновационной деятельности.

 С помощью принятия мотивационных мер и управленческих решений мы:

  • повышаем заинтересованность и вовлеченность;
  • формируем слаженно работающий коллектив, например, городское методическое объединение, каждый член которого заинтересован в результатах своей работы;
  • повышаем качество работы педагогов и руководителей за счет приобретаемого опыта;
  • раскрываем таланты и потенциал каждого участника образовательного процесса;
  • обеспечиваем условия, чтобы каждый работник смог реализовать свои профессиональные знания и личностные качества в полной мере.

Основа нашей работы — изучение опыта работы педагогов, руководителей образовательных организаций его анализ и внедрение в практику.

Наша роль - увидеть этот передовой опыт в незаметном ежедневном труде педагога, руководителя образовательной организации, осмыслить его и проанализировать, как и какими средствами достигаются высокие результаты.

Был проведен самоанализ по эффективности деятельности муниципальной методической службы и по результатам самоанализа, были выделены следующие категории проблем, снижающих эффективность деятельности методической службы города Ессентуки (некоторые из них):

  •  методическая служба не рассматривается как ресурсный центр развития муниципальной системы образования, на нее возлагаются организационные функции;
  •  дефицит компетенций по ведению отдельных направлений методической деятельности;
  •  большой объем сопутствующих работ, дополнительных нагрузок, внеплановых заданий, делегирования управленческих полномочий, что приводит к невозможности качественного выполнения основного функционала (методической деятельности).

Анализ выделенных проблем и профессиональных дефицитов актуализирует проблему создания муниципальной модели методической работы как системы, основанной на создании единого научно-методического пространства: организованного взаимодействия, направленного на научно-методическое сопровождение непрерывного профессионального развития педагога через сетевое партнерство и интеграцию деятельности разноуровневых организационных структур (методических служб образовательных организаций, методического кабинета, городских методических объединений, творческих групп и т.д.).

Цель методической работы – обеспечение открытости и выстраивание единой муниципальной методической сети по профессиональному развитию педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Задачи деятельности методической службы, как я уже говорила, разнообразны. Вы видите их на слайде. Коротко скажу, что наша главная задача помочь каждому педагогу, руководителю образовательной организации, руководителю методического объединения – помочь адресно, своевременно, конкретно.

Цель построения модели ММС - недостаточная эффективность ее деятельности, что в современных условиях определяет необходимость выбора адекватной модели функционирования методической службы как условия эффективного развития.

Для ММС наиболее оптимальным вариантом развития и повышения эффективности является модель сетевой организации методической работы.

Сетевая организация методической работы определяется нами как среда, в которой любая образовательная организация или педагог могут взаимодействовать с любой образовательной организацией или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, созданию нового интеллектуального продукта, выстраивая новые сетевые взаимодействия как внутри сети, так и за ее пределами.

Признаки сетевой организации методической работы:

  •  общая цель совместной деятельности;
  •  совместное принятие решений, планирование;
  •  общая экспертиза, система вознаграждений и стимулирования;
  •  взаимная ответственность и доверие.

Постоянные элементы ММС: методический кабинет управления образования администрации города Ессентуки, городские методические объединения, школьные методические объединения, профессиональные сообщества.

Временные целевые элементы: творческие, проектные, проблемные и экспертные группы педагогов.

В этот блок также включены: августовская педагогическая конференция работников образования, методический совет, являющиеся постоянными структурами, но исполняющие специфические функции локального и периодичного характера.

Августовская педагогическая конференция работников образования города Ессентуки является высшим органом коллективного управления системой образования города. Основная задача - определение приоритетных направлений развития системы образования и путей их реализации.

Методический совет, создается при методическом кабинете управления образования. Руководит работой методического совета заведующий методическим кабинетом. В состав методического совета входят методисты методического кабинета, заместители руководителей образовательных организаций по учебно-воспитательной работе, руководители городских методических объединений и опытные учителя города.

Целью деятельности методического совета является создание условий для непрерывного образования педагогических работников и организация методического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях города Ессентуки.

Методический кабинет – структурное подразделение управления образования администрации города Ессентуки.

Реализация модели обеспечена кадровыми ресурсами. В методическом кабинете работает 5 методистов по разным направлениям деятельности, 1 - заведующий методическим кабинетом. Все сотрудники имеют высшее образование.

Также имеется необходимые нормативно-правовые документы. Материально-техническая база достаточна для реализации модели.

Городские методические объединения педагогов образовательных организаций являются структурным элементом муниципальной методической службы города Ессентуки. Цель деятельности каждого городского методического объединения - осуществление взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов и объединение их творческих инициатив для повышения качества образования.

Школьный методический совет – управление методической деятельностью в образовательной организации осуществляется школьным методическим советом, в состав которого входят заместитель руководителя образовательной организации (методист), руководители методических объединений, творческих, проблемных групп.

Методические службы образовательных организаций осуществляют деятельность, которая определяется спецификой конкретной образовательной организации: характером реализуемой образовательной программы, уровнем развития профессиональной компетентности педагогических кадров, наличием актуальных для педагогов и организации в целом проблем методического характера. Структура методических служб ОО представлена методическими советами, школьными методическим объединениями, творческими и проблемными группами.

Профессиональные сообщества – группа работников образования созданная для обмена опытом, подтверждения гипотез и мыслей, для взаимовыгодного обмена знаниями, опытом и материалами, разделяющая общие цели и интересы, обеспечивающая возможности более мобильного продвижения инноваций в образовательную практику, их обоснование и критичное осмысление.

Профессиональное сообщество (Совет молодых педагогов) - это постоянно действующее профессиональное объединение педагогов образовательных организаций города Ессентуки со стажем работы до 3 лет. Совет молодых педагогов действует в целях создания условий для профессионального становления молодых педагогов, повышения их профессиональной компетентности, повышения престижа педагогической профессии.

Профессиональное сообщество (Совет директоров) является коллегиальным органом управления образовательным процессом в городе, главной целью которого является стратегическое планирование совместной работы школ, входящих в единое образовательное пространство.

Временные целевые структурные элементы муниципальной методической службы: творческие, проектные и экспертные группы педагогов, созданные для решения конкретных актуальных проблем на данном временном отрезке развития образования, постоянно-действующие семинары, стажировочные площадки, клубы, в том числе для молодых педагогов, организованные с целью формирования и закрепления на практике профессиональный компетентностей, а также сетевые сообщества. Возглавляют сообщества руководители из числа наиболее опытных, компетентных педагогов, имеющих высокую мотивацию к работе над конкретной проблемой.

Учитель-предметник, руководитель образовательной организации являются основным ориентиром деятельности остальных субъектов методической работы, представленных на базовом уровне муниципальной методической службы. Одним из показателей результативности деятельности ММС в отношении отдельных работников образования является степень участия их в организуемых на уровне школы, города, края мероприятий, их социальной активности, способности и желании к самообразованию, стремлении к профессиональному росту.

Я уже говорила, что наша главная задача - помочь каждому педагогу, руководителю образовательной организации, руководителю методического объединения – помочь адресно, своевременно, конкретно. Для ее решения организуется деятельность по направлениям:

  •  Организационно-методическая деятельность - прогнозирование, планирование и организация повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций;
  •  методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
  •  организация работы городских методических объединений;
  •  оценка муниципальным экспертным советом программных материалов (элективных, учебных курсов).
  •  Аналитическая деятельность - проведение мониторинговых исследований в образовательных организациях, оценка результатов, определение путей совершенствования методической работы в образовательных организациях;
  •  изучение и анализ образовательных и информационных запросов, обеспечение видового разнообразия образовательных услуг.
  •  Информационная деятельность - формирование информационно-методических (в том числе на разных носителях) банков данных с целью удовлетворения профессиональных запросов работников системы образования;
  •  информационное обслуживание педагогических и руководящих кадров образовательных организаций на основе принципов оперативности, полноты, адресности и дифференциации;
  •  разработка и тиражирование информационно-методической и справочной продукции на различных носителях.
  •  Консультационная деятельность (консалтинговые услуги) - создание консалтинговой службы, проводящей консультационную и разъяснительную работу по вопросам разработки модели развития образовательных организаций, выбора вариативных программ, учебников и другим актуальным проблемам организации образовательного процесса, а также в области разработки программного обеспечения.
  •  Деятельность в области информатизации системы образования - организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания образовательных организаций.
  •  Деятельность в сфере научного обеспечения развития системы образования - научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной системе города;
  •  патронаж образовательных организаций, получивших статус инновационных площадок;
  •  проведение мероприятий, направленных на обобщение и распространение результатов исследовательской и инновационной деятельности в системе образования.

Модель методической службы города Ессентуки складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется наиболее эффективной и работоспособной. Однако это не делает её закореневшей или застывшей. При изменениях, которые будут происходить в системе образования, будут вноситься изменения в данную модель. Только в этом случае она будет жизнеспособной, отвечать насущным проблемам образования. Таким образом, можно сказать, что данная модель контролируема и чувствительна к сбоям.     Модель позволяет реализовать идею открытого образования. Сетевая организация, положенная в основу данной модели методической службы в качестве основополагающего принципа, обеспечит интеграцию всех ресурсов системы и объединит методистов и педагогических работников вокруг проблем системы образования.

Дата последнего обновления страницы 02.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»